Морской путь – один из самых традиционных и популярных видов переправы грузов. Сегодня отрасль морских перевозок – это передовая индустрия, регулируемая сложным международным законодательством, со многими особенностями.
Плюсы и минусы доставки грузов по воде
У морских перевозок грузов существуют очевидные преимущества:
- дешевизна. Стоимость перевозок по воде считается самой низкой, из расчета на тонну груза себестоимость перевозок ниже, чем любым другим видом транспорта.
- низкие риски. На воде реже всего случаются аварии и непредвиденные ситуации.
- высокая грузоподъемность. Морские суда имеют самую высокую возможность перевозить за один раз такое большое количество грузов.
- унификация всех организационных процессов. Существует единые правила погрузки и разгрузки товаров, которые распространяются на все страны мира. То же относится и к морскому праву, все международные перевозки в мире регулируются Афинской и Брюссельской конвенциями.
- высокая гибкость маршрутов. Несмотря на то, что по воде существуют установленные маршруты, но они легко изменяются в случае необходимости, для этого не нужны дороги и долгие согласования.
Безусловно, большое количество плюсов не исключает наличия недостатков:
- низкая скорость. Самый большой минус водного транспорта – это малая скорость движения, по сравнению с другими видами перевозок. В придачу на скорость влияют метеоусловия, так штормы и ураганы могут существенно увеличивать время доставки.
- ограниченная возможность приема грузов в портах. Порты не всегда имеют возможность оперативно разгрузить судно и погрузить товар на другие виды транспорта.
Типы перевозимых грузов
Для организации морских перевозок, правильного оформления документов и соответствия строгим правилам крепления и упаковки грузов, разработана международная транспортная классификация грузов, в которой выделяются следующие виды:
- генеральные. Это группа товаров, обычно в упаковке, которые исчисляются поштучно. Также сюда относят технику и крупные негабаритные грузы.
- массовые. Грузы, которые перевозятся без упаковки – навалом, насыпью или наливом.
- специальные. Это грузы, которые требуют специальных условий транспортировки, к ним относятся живой груз, опасные и скоропортящиеся товары.
Данная классификация стремится к тотальному охвату многообразия грузов, но специалисты вводят и другие типологии по различным основаниям:
- по весу: легковесные, тяжеловесные и обычные.
- по размеру: габаритные – те, что имеют стандартный размер в пределах контейнера и негабаритные, к этой группе относятся грузы особой формы, особо крупные грузы и т.п.
- по срокам хранения.
Разнообразие грузов существенно осложняет их оформление, так как для каждой разновидности существуют собственные, довольно жесткие, международные требования по креплению, перевозке и предъявлению на таможне. Поэтому так важно обращаться к услугам проверенных и опытных перевозчиков и таможенных брокеров.
Типы судов
Транспортировка грузов по воде осуществляется различными типами судов, которые специализируются на тех или иных видах грузов, самыми распространенными типами являются:
- универсальные. Суда общего назначения, создаваемые для доставки генеральных и насыпных грузов.
- суда-контейнеровозы. Эти суда специально создаются для установки контейнеров с генеральными грузами.
- ролкеры (суда типа Ро-Ро) или трейлеровозы. Такие суда предназначены для перемещения различной колесной техники, которая закатывается на судно.
- лихтеровозы. Особые суда, которые с успехом перемещаются по рекам и по морям.
- танкеры. Суда, создаваемые для транспортировки наливных грузов, прежде всего нефти и продуктов химической отрасли.
- суда-рефрижераторы. Этот транспорт оснащен охлаждающими системами и используется для перевозки продуктов питания.
Этапы морских перевозок
Профессиональная транспортировка грузов морем обычно включает следующие процедуры:
- предварительное исследование, с целью построения оптимальной логистической схемы.
- разработка максимально удобного и экономичного маршрута. На этом этапе выстраивается мультимодальный маршрут, определяются сроки и стоимость доставки.
- подбор судна. В соответствии с типом груза, выбирается подходящий тип судна, ведутся переговоры с компаниями-судовладельцами.
- разработка схемы погрузки, разгрузки, хранения груза.
- подготовка пакета необходимых документов и таможенные услуги. Это тот этап, когда привлекаются специалисты, готовящие документы по сопровождению грузов, в том числе для таможни. На этом этапе готовятся и заключаются разные типы коносаментов и эту непростую процедуру лучше поручить профи, которые имеют надежную репутацию на рынке.
- реализация перемещения, мониторинг передвижения судов с грузом на всем пути следования.