Уже больше года продолжается дискуссия о целесообразности введения ограничений на использование беспилотных летальных аппаратов. Закон, который внес изменения в воздушный кодекс России, вступил в силу в марте 2016 года. Согласно новым поправкам все беспилотные летальные аппараты подлежат регистрации, если их вес превышает четверть килограмма. Кроме того, владельцу беспилотника необходимо получить лицензию на внешнее пилотирование.
Обсуждение данного вопроса в очередной раз обратило внимание общественности на проблему использования БЛА. Кроме запретов, связанных с использованием БЛА, существуют также ограничения на экспорт и импорт летальных аппаратов. Что в свою очередь создало ряд трудностей в работе таможенных представителей. Ниже мы подробно рассмотрим этот вопрос.
Что такое квадрокоптер?
Квадрокоптер, так же как и его близкий родственник – октокоптер, относится к беспилотным летальным аппаратам, которые перемещаются благодаря наличию вертикально расположенных парных пропеллеров. Квадрокоптеры относятся к многоцелевым БЛА, которые могут проводить аэровидеосъемку, доставлять грузы и т. д. В связи с тем, что в последнее время, квадрокоптеры и другие БЛА получили массовое распространение, их использование регламентируется Воздушным кодексом России.
Законодательство и запреты
Законодательное регулирование перемещения физическими лицами квадрокоптеров происходит согласно указу президента Российской Федерации №1661 от 17.10.2011. Согласно этому указу, квадрокоптеры внесены в списки товаров двойного назначения, то есть, признаны такими, которые могут применяться в военных целях. Несмотря на то, что подавляющее большинство квадрокоптеров сконструированы согласно общепринятым стандартам и рассчитаны на личное пользование, федеральная служба, осуществляющая экспортный контроль, предъявляет свои требования к данному виду технических устройств:
- длительность непрерывного полета БЛА не должна превышать 1 час;
- стабильный полет аппарата при сильном ветре не может производиться более 30 минут.
Указанные ограничения были введены во время принятия Вассенаарских договоренностей по контролю экспорта обычных вооружений 30.10.2015 года. Сегодня эти ограничения принимают во внимание все производители квадрокоптеров и других БЛА, которые спроектированы как для широкого спектра выполнения задач, так и для личного использования. Если транспортируемые БЛА по своей мощности и длительности полета не превышают указанных параметров, то их относят к товарам, которые не требуют дополнительного контроля. Их перемещение через границу происходит согласно стандартной процедуре таможенного декларирования.
Во избежание возможных проблем и задержек при прохождении таможенного контроля следует иметь сопутствующую документацию, подтверждающую заявленные характеристики. Квадрокоптеры, имеющие всю необходимую техническую документацию, приобретенные легально, не входят в перечень контролируемой продукции. Транспортировка таких БЛА не требует дополнительных разрешений. Необходимо принять во внимание, что под запрет могут попадать не только сами БЛА, но и дополнительное оборудование, в том числе приборы для видеотрансляции и навигации.
В случае нарушения таможенного законодательства, нарушитель может быть подвергнут разным формам таможенного контроля, согласно Таможенному кодексу. Нарушение законодательства РФ регулирующего таможенный контроль в некоторых случаях может быть поводом для привлечения к уголовной ответственности.