Подведены итоги экспорта продовольственных товаров с января по сентябрь 2016 года. Среди покупателей российских продуктов 10,8% рынка занял Китай, его поставщики реализовали поставки на сумму свыше 1,13 миллиарда долларов. Экспорт продовольствия в Китай за год увеличился на 22,1%.
Чем потчуют китайских потребителей
Наиболее востребованными товарами из России стали полуфабрикаты, которые активно использует китайская промышленность:
- Мороженая рыба составила 60% всего продовольственного экспорта из России. Китай закупил этой продукции на сумму более 70 миллионов долларов.
- Подсолнечное масло, соя и соевое масло вместе заняли почти 20% экспорта.
Заметно продвинулись в рейтинге закупок некоторые продукты, которые до 2016 года не входили в область повышенных интересов китайских поставщиков:
- Шоколад был куплен на сумму свыше 38 миллионов долларов в количестве 12 тысяч тонн.
- Фруктовые и овощные соки Россия продала почти на 1,3 миллиона долларов, а виноградные вина – на 1,8 млн.
- Мороженое из России китайцы съели в пять раз больше, чем в прошлом году – стоимость поставок составила 4,2 миллиона долларов.
Мясо под вопросом
Ситуация с экспортом из России в Китай продуктов животного происхождения тоже начинает меняться к лучшему, как отмечают таможенные представители. Впервые ограничения на ввоз мяса говядины, свинины, овец, коз, птицы, а также молока и молочной продукции были введены в Китае в 2000 году. Причиной стали эпидемии различных болезней среди животных в России: ящур, птичий грипп, АЧС и другие. Ежегодно список запрещенных продуктов обновляли, но открывать «зеленый свет» на продажу этих товаров пока не намечали.
Российская сторона сделала ряд шагов, которые сгладили отношение китайских специалистов к мясной продукции. Разработана официальная процедура допуска торговых марок, включающая вопросники китайских надзорных органов, согласования с Россельхознадзором РФ, проверку китайскими инспекторами мясных предприятий. В настоящее время готовится завершение процедуры. Возможно, что в начале 2017 года российские производители мяса смогут выйти на огромный китайский рынок.
Рынок перспективного продовольствия
По оценкам экспертов, на китайском продуктовом рынке наметились тенденции, которые дают российским производителям и поставщикам хорошую перспективу на дальнейшее выгодное партнерство. Во-первых, в последние годы в Китае резко увеличился спрос на натуральные продукты, их потребителем стал растущий средний класс. Причем китайцы охотнее покупают зарубежные продукты, чем отечественные. В Поднебесной появились магазины, ассортимент которых полностью импортный. Во-вторых, потребительский рынок Китая ждет прибавления – в этом году был снят запрет на рождение второго ребенка в семье.
Русские стали беднее, но смелее
Но почему Китай именно в этом году так уверенно обошел Турцию в импорте продуктов из России? Одной из причин аналитики называют ослабление российского рубля, которое позволило китайским поставщикам закупать товары высокого качества по более низкой цене.
Однако, российские производители тоже активнее стали выходить на китайский рынок. Предприятия агропромышленного комплекса РФ, которые раньше даже не рассматривали партнерство с Китаем, сегодня заключают миллионные сделки. Кроме того, в России успешно развивается сектор таможенных услуг, благодаря чему оформление экспортных грузов, подготовка документов, получение разрешений от ФТС, сертификации товаров и другие этапы внешней торговли стали доступнее.