С целью улучшения взаимодействия между контролирующими органами, участниками внешнеэкономической деятельности и морским портом было создано единое информационное поле.
Отметим, что тестирование проекта стартовало в феврале нынешнего года в пяти морских пропускных пунктах. На сегодняшний день портал доступен в следующих таможенных управлениях: Дальневосточном, Северо-Западном и Южном.
По завершению организационных мероприятий, нацеленных на привлечение заинтересованных лиц и государственных контролирующих органов, первое судовое дело было обработано 18 февраля. Причём оно содержало предварительную информацию касательно товаров (ПИТ1) и судозаходов (ПИТ2).
Следует заметить, что портал «Морской порт» наиболее оптимальным образом связывает всех участников логистического процесса в порту. Благодаря нему обеспечивается оптимизация и непрерывность процесса, что отражается на сокращении сроков, которые товар находится в порту. Вместе с тем, существенно улучшиться взаимодействие между всеми сторонами перевозочного процесса в портах, возрастёт эффективность государственного контроля, информацию из различных источников станет получать намного быстрее и проще, а также ускорится таможенное оформление товаров. К 14 мая удалось сформировать 116 судовых дел на морские суда различных типов.
Отдельного внимания заслуживает возможность в режиме он-лайн взаимодействовать с контролирующими органами государства (Россельхознадзор, Пограничная служба России, Росавтодорнадзор, Росветнадзор, Администрация порта Новороссийск). Причём документы можно предоставлять не только в отсканированном виде, но и в формальном, также прямо в рамках портала можно обмениваться сообщениями между сторонами. Предварительную информацию следует подавать за сутки до прибытия корабля в порт. Это позволит принять решение о разгрузке ещё до прихода в порт, что сократит время на таможенный осмотр и исключит какие-либо проволочки.
Отметим основные преимущества портала «Морской порт»:
- операции и контроль проходят в рамках одного программного средства;
- сокращение бумажной волокиты;
- ведение журналов в автоматическом режиме;
- взаимодействие всех сторон в режиме он-лайн;
- благодаря предварительной обработке данных уменьшается время простоя корабля в порту;
- документы для всех органов подаются один раз, то есть действует принцип “единого окна”;
- ведётся единая база данных.
Портал «Морской порт» призван поспособствовать увеличению конкурентоспособности портов России и улучшению их работы.